Многие учения в современной психологии основаны на предположении, что впечатления, эмоции и восприятие мира, которое ребенок получает в детстве, формируют сценарий жизни и линию поведения, которой взрослый человек неосознанно следует на протяжении всей жизни.
Сам по себе сценарий жизни — это «план» жизненного пути человека. Он имеет начало, середину и конец, к которым человек приходит через неосознаваемые им действия и особенности поведения.
На определенном этапе человек подходит к кульминации — точке пикового напряжения, которая и является основной целью всего жизненного сценария. На этой стадии возможно полное переосмысление и «перезагрузка» личности или потеря себя, глубокий экзистенциальный кризис.
Выбор жизненного маршрута происходит еще в раннем детстве, когда родители «вкладывают» в голову ребёнка «сценарные послания» — базовые представления о мире, жизни, о нем самом и других людях. Через слова, поступки, собственный язык тела родители транслируют своё отношение к малышу. Это вызывает у ребёнка эмоции, на основе которых он подсознательно, интуитивно делает выводы о себе и среде, которая окружает его. Эти же эмоции становятся основой для раннего «сценарного решения», которое принимает подсознание человека.
Доказательством этой теории служит наблюдение американского психиатра Эрика Берна за братьями, получившими от их матери сценарное послание: «вы оба закончите свою жизнь в психушке». Как результат, один из братьев заполучил хроническое психическое заболевание, второй — стал врачом-психиатром. Оба брата шли к итоговой точке, не давая оценку тому, что именно и почему они в конечном итоге делают, но результатом стало именно воплощение «послания» в жизнь.
Впечатления, эмоциональный «якорь» из детства и сами установки сценария жизни остаются за пределами сознания, где человек может посмотреть на них со стороны и оценить, хорош ли конечный результат этого всего? Они залегают в глубоких пластах подсознания, и «извлечь» их можно через классический психоанализ, разбор снов, погружение в транс и т.д.
Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.
По мере взросления человек «подгоняет» свое мировосприятие под выбранный сценарий. Он смотрит на мир через особый «фильтр», искажая окружающую действительность так, что следование бессознательно выбранному пути в его глазах — логично и оправдано. Обычно это происходит через механизм игнорирования, обесценивания окружающих людей или себя.
Цель жизненного сценария — в том, чтобы приспособиться к взаимодействию ребёнка с родными, получить от них как можно больше внимания и любви и удовлетворить его потребность в безопасности.
В его основе лежит наилучшая стратегия поведения, основанная на его специфике мышления и чувств. Эта линия поведения была выбрана им инстинктивно и получила внешнее одобрение со стороны родителей. Взрослый человек продолжает следовать этой линии поведения, но его взаимодействия и возможности сильно отличаются от того, что было в детстве, поэтому жизненный сценарий часто лишь «тормозит» его личностное развитие. При этом, взрослый человек не станет анализировать события в жизни, происходящие «согласно сценарию», беспристрастно — но он найдёт рациональное объяснение тому, что случилось, и избавит себя от недовольства ею.
Большую роль в формировании сценария жизни имеет и восприятие ребенком мира. Дети осознают, что они находятся в абсолютной зависимости от родителей, а внешний мир представляется для них чем-то очень опасным и полным угроз. Поэтому они подсознательно стремятся соответствовать требованиям, которые предъявляют им родители. Причём наибольшую силу и значимость имеют те слова, действия и поступки родителей, которые вызвали наибольшую эмоциональную реакцию у ребенка.
В раннем детстве человек не может справиться со своими эмоциями: он переживает их остро и без вовлечения сознания, не имея возможности оценить серьезность ситуации, внешние обстоятельства и т.д. Он оказывается полностью «поглощен» ими, поэтому все то, что закрепляется на основе детских переживаний, тяжело поддается выявлению и коррекции во время психоанализа. Соразмеримы по значимости и решения, выводы, которые делает малыш при сильных переживаниях, при этом обыденная в глазах взрослого человека ситуация получает сильно искаженную трактовку в восприятии малыша.
Например, сказанная в сердцах матерью фраза: «Уйди с глаз долой!» может получить такую интерпретацию: «Чтобы мама полюбила меня, мне нужно умереть». То есть, ребенок мыслит конкретно, и зачастую оценивает вещи и слова кардинально.
Взрослея, человек продолжает выстраивать свою жизнь согласно тому же сценарию, который он получил в детстве, в надежде получить внимание, поддержку и заботу близких ему людей. Причин, по которым линия детского поведения сохранилась, несколько:
- сильная эмоциональная «привязка» родом из детства;
- положительный опыт — «однажды это сработало», полученный в детстве;
- соответствие выбранного жизненного сценария тем знаниям о мире и себе, которые ребенок получил от родителей и особенности его мировоззрения.
Но во взрослой жизни большинство сценариев оказываются бесполезными, или даже вредными. Ведь уровень возможностей и ресурсов, которыми располагает взрослый человек, совсем другой: у него есть ум, критическое мышление, жизненный опыт и знания, достаточно сил и определенное место в обществе. Жизнь взрослого человека не находится в столь же полной зависимости от его окружения, как это было в детстве.
Жизненный сценарий «победителя» характерен для людей гибких и легко подстраивающихся к переменам. Следование этому пути формирует достаточно независимую, психологически зрелую личность, которая способна видеть причинно-следственные связи в своих поступках и принимать на себя ответственность за них.
Сценарий «простого обывателя» говорит о нехватке гибкости или неуверенности человека в собственных способностях. Часть действий, которые совершает человек, находятся «в тени» его сознания, ему сложно найти причину своих неудач в собственном поведении и понять, где именно был «прокол». В некоторых ситуациях человек перекладывает ответственность с себя на окружающих или случай, вместо того, чтобы выстроить четкий план и идти к желаемой цели. Таким образом, взяв под контроль ту часть жизни, которая сейчас управляется его подсознанием, индивид может улучшить качество своей жизни.
Сценарий «неудачника», особенно трагический, говорит о том, что человек полностью (или почти полностью) следует бессознательным негативным установкам из детства. С большой вероятностью родители внушили ему мысль о его бессилии, ненужности или игнорировали его. Такой человек переживает постоянный страх; мир в его глазах — это холодное и не безопасное место, и любые его действия в конечном итоге не дадут желаемый результат. Человек убеждён, что он бессилен изменить свою судьбу, и подсознательно создает условия для того, чтобы оказываться в окружении, которое вызывает у него эмоции собственной беспомощности и невозможности повлиять на ситуацию. В некоторых случаях он может быть убеждён, что единственный способ заслужить любовь важных ему людей — это спровоцировать их к физическому или другому виду насилия (если ребенок подвергался ему в детстве и это были единственные моменты, когда он получал внимание родителей).
Сценарий жизни каждого человека неповторим, т.к. он основан на его личном опыте взросления и взаимодействия с окружающими его близкими. Иногда человек может сам расшифровать свой сценарий, но в большинстве случаев (особенно, если жизненный путь приводит к трагическим последствиям) все эмоции, события и убеждения, «питающие» стратегию поведения человека, вытеснены глубоко в подсознание и несут сильное эмоциональное напряжение. Проработка таких случаев обязательно должна пройти с психотерапевтом.
Если вы хотите проанализировать свой жизненный сценарий и изменить его, запишитесь на прием к психологу.