Когда речь идет о синдроме спасателя, это подразумевает активное участие человека в психологических играх, часто неосознанных. Игра включает обязательную смену ролей (Спасатель-Преследователь-Жертва) и выигрыш в виде расплаты — негативных переживай, страдания, одиночества, чувства ненужности, бессилия, обиды, злости.
У людей, играющих в игры бывает какая-то одна излюбленная роль — главная роль их жизни. Сегодня речь пойдет о Спасателе. Спасатель в игре предполагает позицию сверху вниз по отношению к жертве. Спасатель обесценивает способность жертвы справляться самостоятельно, принимать важные решения в своей жизни. Он уверен, что лучше знает как надо и причиняет добро, не спросив адресата нужно ли оно ему. Еще часто бывает, что спасателей эксплуатируют жертвы, пользуясь их добротой и безотказностью.
Помощь Спасателя в игре небескорыстна. Он ожидает благодарности в ответ и получает чувство собственной нужности и значимости. Чувствует себя хорошим, благородным, важным.
Приведу пример. Очень ярко отношения спасателя и жертвы показаны в моем любимом фильме «Покровские ворота», где Маргарита Павловна Хоботова играет роль спасателя, а ее экс-супруг жертву. Не смотря на развод, она принимает активное участие в жизни бывшего супруга, контролирует его, боится, что он без нее пропадет. Она искренне считает, что новую женщину Хоботову обязательно должна одобрить она. Ведь только она знает какая женщина ему нужна. И так во всем.
Как формируется синдром Спасателя
Синдром Спасателя формируется в раннем детстве, когда ребенок становится невольным свидетелем драматических событий в своей семье: ссор, скандалов, драк, ухода одного из родителей и пр. В момент такого события ребенок принимает решение спасать, защищать (чаще мать), т.е. Берет взрослую ответственность на свои детские плечи. Это начало сценарного поведения. Взрослея такой ребенок начинает защищать и другие фигуры, круг его покровительства растет.
В целом это могло бы быть неплохо, если бы не определенные особенности.
- Спасатель причиняет добро без запроса, т.е. Везде даже там, где его об этом не просили.
2. Спасатель берет на себя больше ответственности, чем тот, кого он спасает. Тем самым способствует развитию выученной беспомощности Жертвы.
3. Спасатель ожидает (часто неосознанно) эмоциональную выгоду в виде благодарности, чувства собственной значимости, благородства, своей нужности.
4. В определенный момент игры Спасатель превращается в Преследователя или Жертву.
Как перестать играть в Спасателя
Самое главное осознать, что вы сами нуждаетесь в помощи, понять свои дефициты и начать их закрывать напрямую. Например, подумайте как вы можете получить чувство нужности и собственной значимости, не заходя в игру.
Помогать только, когда об этом просят или это очевидный факт, что человеку нужна помощь (старушка упала, не может подняться самостоятельно).
Не брать на себя больше ответственности, чем тот, кому вы помогаете (при условии, что вас о помощи попросили) — не делать за него.
Всегда ли спасательство — это игра
Хочу сделать шаг в сторону от игр и порассуждать о спасательстве как о жизненной миссии.
Начну с примера. Вспомните роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Главный герой романа трудный подросток, который переживает потерю брата, пытается совладать со своей болью как может: «Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались.»
В этом месте хочется вспомнить людей, выбирающих для себя помогающие профессии — врачи, спасатели МЧС, психологи, полицейские, ветеринары и т. д. Часть из них таким образом совладает со своей душевной болью и, помогая другим, помогает себе. Это служение людям, в котором нет ожидания выгоды, нет помощи без запроса, нет переключения ролей. А есть понимание, что все люди связаны между собой, и желание как-то облегчить их страдания или предотвратить непоправимое. Это проживается не как игра, а как миссия. А выполнение своей миссии дает чувство глубокого удовлетворения, наполненность смыслом, ощущение, что ты не зря живешь.
Играете в игры? Страдаете от расплаты? Хотите об этом поговорить? А может даже перестать играть и выйти из своего сценария? Приходите в терапию.