Родительское программирование
Известно, что даже невзначай оброненное слово, действие и даже взгляд могут оставить неизгладимый след в жизни человека (в т.ч. в его поведении, в его самооценке, в его страхах, комплексах, жизненном сценарии и т.п.). Но многие не догадываются, что чаще всего самые близкие и дорогие люди, желающие тебе только добра, могут стать источником проблем в будущем, препятствовать самореализации человека.
Идея о том, что детские впечатления отражаются в дальнейшем на всем протяжении жизни взрослых людей, занимает центральное место во многих направлениях психологии.
Например Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Отличительная особенность теории сценария состоит в указании на то, что ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не общие представления о мире. В рамках трансактного анализа уточняется, что сценарий является результатом решения ребенка именно по поводу своего плана жизни. Значительное влияние на решения относительно сценария оказывают родители. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему различные послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, о людях, и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария. Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который, зачастую, кажется ему враждебным и даже угрожающим.
Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности. Написав в младенчестве историю своей жизни, человек, как правило, осуществляет написанный сценарий, по крайней мере какую-то часть своей взрослой жизни. Э. Берн подчеркивает, что взрослый человек истолковывает действительность так, чтобы она оправдывала в его глазах верность принятых им сценарных решений. Любая угроза сценарному представлению о мире может восприниматься личностью в эго-состоянии «Ребенок» как угроза удовлетворению потребностей, а то и как угроза существованию. Такое искажение действительности тесно связано с возникающими жизненными проблемами. Действуя по сценарию, человек придерживается своих младенческих решений. В детстве эти решения представлялись наилучшими из возможных путей к выживанию и удовлетворению потребностей. Будучи взрослым, находясь в эго-состоянии «Ребенок», человек, сам того не осознавая, стремится организовать мир так, чтобы создать видимость оправданности ранних решений. Так, действуя по сценарию, взрослый человек пытается разрешить свои проблемы с помощью младенческих стратегий. Это приводит к тем же результатам, что и в детстве, подтверждая оправданность сценарных верований.
Таким образом, по Э. Берну, жизненный сценарий состоит из ряда решений. Эти решения принимаются ребенком в ответ на сценарные послания родителей о себе, других людях и мире в целом.
Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или двумя этими способами одновременно. Как вербальные, так и невербальные послания включают элемент для подражания. Вербальные послания могут передаваться в форме указаний или оценочных определений.
До того как младенец начнет улавливать содержание слов, он интерпретирует послания других на основе невербальных сигналов, которыми эти послания сопровождаются. Младенец тонко воспринимает выражения лица, напряжения тела, движения, интонации голоса и запахи.
Иногда младенец может извлекать сценарные послания из окружающих событий, не связанных с родителями. Громкие звуки, неожиданные движения, разлука с родителями во время пребывания в больнице, — все это может казаться ребенку угрозой его жизни. Поскольку же он считает, что происходящим управляют родители, то может прийти к выводу, что эти угрозы также исходят от них.
Позже, когда ребенок начинает понимать речь, невербальные сигналы продолжают оставаться для него важными составляющими сценарных посланий. Физическое наказание или угроза такового может означать для ребенка, что этот родитель отвергает его или, возможно, желает его смерти. При разговоре родителей с ребенком, он будет интерпретировать сценарный смысл сказанного в соответствии с сопутствующими невербальными сигналами.
Сценарные послания могут иметь форму прямых указаний: «Не мешай! Делай, что тебе говорят! Марш отсюда! Поторопись! Не капризничай! Если с первого раза не вышло, пробуй еще, еще и еще!» Большинство родителей «засыпают» своих детей сотнями подобных указаний. Сценарный потенциал такого рода посланий будет зависеть от частоты их повторения и сопутствующих им невербальных сигналов.
В других случаях ребенку могут говорить не что он должен делать, а что он собой представляет. Такие послания называются оценочными определениями. Например, «Балбес!», «Ты моя маленькая девочка!», «Ты кончишь в тюрьме», «Тебе это не по силам», «Ты хорошо читаешь!»
Содержание оценочных определений может быть положительным или отрицательным. Их сценарный потенциал, как и во всех остальных случаях, зависит от сопутствующих невербальных сигналов.
Иногда оценочные определения могут даваться косвенно. Это происходит в тех случаях, когда родитель говорит с кем-то о своем ребенке в его присутствии, или когда ребенок впоследствии узнает о таком разговоре. Например, «Это спокойный ребенок», «Она такая умница!», «Ты же знаешь, он слабенький мальчик», «Нас беспокоит, что она такая испорченная», «Отец говорит, что от тебя житья нет». Именно такого рода косвенные оценочные определения чаще всего воспринимаются ребенком как сильные сценарные послания. Родители в его глазах управляют реальностью. И когда ребенок слышит, как они сообщают другим людям, каков он, он принимает их слова за чистую монету, полагая, что так оно и есть.
Авторы статьи о Родительском программировании, Вера Керпелевна ЛОСЕВА и Алексей Игоревич ЛУНЬКОВ, постарались расширить понятие «родительские директивы», введенное американскими психотерапевтами Р. и М. Гулдингами, и связать его с нашим поведением в повседневной жизни.
Термин «директива» используется потому, что ребенок ощущает настоятельную необходимость следовать этим предписаниям.
Предписание или директива — скрытое приказание неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно-собственным чувством вины перед родителем.
Причем истинные причины своей вины ребенок (а часто и взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя предписания, он чувствует себя «хорошим».
«Защититься» от такого рода указаний ребенок не может, поскольку основные директивы получает и усваивает в возрасте до 6 лет.
В.К. Лосева и А. И. Луньков, изменив перечень предписаний, данный Р. и М. Гулдинг, в соответствии с современным развитием психологической науки и практики, выделяют следующие двенадцать директив: «Не живи», «Не будь ребенком», «Не расти», «Не думай», «Не чувствуй», «Не достигай успеха», «Не будь лидером», «Не принадлежи», «Не будь близким», «Не делай», «Не будь самим собой», «Не чувствуй себя хорошо». Важно, что каждая директива имеет несколько вариантов, которые неизбежно увеличивают количество посланий.
Источник: транзактный анализ