В волшебном мире находятся важные ключи, помогающие сформировать здоровую личность. Как можно заметить, в сказках популярными персонажами считаются злые колдуны, людоеды и прочая нечисть. На ряду с ними фигурируют добрые колдуны и колдуньи (выступающие в результате интуитивного прозрения в мифе об Эдипе). В реальности роли колдунов (добрых или злых) отыгрывают мама и папа. На самих детей родители влияют как злые или добрые волшебники, формируя таким образом личность.
Каждый человек обладает тремя своими Я. Для того, чтобы точнее изучить личность человека, необходимо разобраться с самими родителями, проанализировав их три состояния (описание находится на рисунке 5А). Если человек бо́льшую часть жизни не доволен собой и своим окружением, значит, во внутреннем состоянии его родителей (пример Рео и Рем) были крупные недостатки, или черты Злого Волшебника (Волшебницы). Данное состояние нередко называют Сумасшедшим Ребенком родителей, и оно способно негативно повлиять на развитие судьбы подрастающего человека. В данном случае, маленьким ребенком возрастом 3-4 года, управляют такие же напуганные, раздражительные и непредсказуемые родители, которые до сих пор морально не повзрослели.
Как продемонстрировал Коссман, в нормальной семье детей по большей части воспитывают внутренние Родители родителей, а не Дети или Взрослые. Но это не значит, что родителям нельзя обращать внимание на их внутреннего Взрослого или Ребенка. Внутренний Взрослый помогает ребенку лучше понять логическое устройство мира, а внутренний Ребенок развивает в ребенке Естественного Ребенка. Однако, именно Заботливым Родителям необходимо нести основную ответственность за жизнь ребенка. Нельзя позволять ни Ребенку, ни Взрослому полностью контролировать процесс воспитания.
Основная задача Заботливого Родителя – развивать, выслушивать и защищать Ребенка. Заботливые Родители должны реагировать на новорожденного так: «Не бойся, я помогу тебе преодолеть любые трудности, какими они не были бы». В родительском поведении есть как инстинктивные, так и приобретенные компоненты. Однако, недостаточно пользоваться только родительским инстинктом, чтобы воспитать полноценную личность. В благополучных семьях у родителей достаточно приобретенных навыков. Правильный Родитель позволяет ребенку раскрыть свой творческий потенциал: свободно выражать мысли, двигаться, изучать окружающую среду и не иметь ограничений в развитии.
Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.
Но есть и другая сторона медали, когда родители находятся в неприятной ситуации. Им приходится ежедневно ходить на работу, отсиживая там 7-8 часов, или у них слишком много детей в доме. В таком случае ребенок не имеет ни пространство, ни возможностей познать себя. Если перевести на язык подсознания, то внутренний Ребенок родителей говорит самому ребенку: «Стоп! Не кричи, не шуми, не пой и не веселись!». Может быть, Заботливые Родители родителей и радуются тому, что у ребенка столько энергии, однако внутренний Ребенок родителей протестует против радости ребенка, тем самым ставя Заботливого Родителя в самый крайний угол. После того, как у ребенка сформировались три состояния Я внутреннего Родителя, он начинает копировать поведения мамы и папы. В памяти малыша отпечатываются негативные реакции родителей на его действия. Остается не забота Понимающего Родителя, а чувства ревности, злости и напуганности. Проще говоря, внутренний Ребенок родителей доминирует над Заботливыми Родителями, тем самым подавая малышу неправильный пример.
В таком случае, скопированный принцип поведения внутреннего Ребенка родителей называется Злым Колдуном (Колдуньей), Демоном, Сумасшедшим Ребенком, Большим Свином.
Как результат, в неблагополучной семье человека воспитывают не внутренние Родители мамы и папы (примером служат Рои и Роо), а ненастоящие Родители, а точнее, их внутренний и непослушный Ребенок (аналог Рео и Рем). Данное состояние не может должным образом повлиять на психику подрастающего человека. Это, в свою очередь формирует неправильный сценарий в голове у ребенка. На таких неправильных принципах выращивается целое поколение.
На заметку: колдуны – могущественные мужчины и женщины, способные при помощи своих сил реализовать как хорошее, так и плохое. Обозначение «колдун» относится как к мужчинам, так и женщинам. Также следует помнить, что определения «людоед», «злодей» или «ведьма» описывают не личность родителей, а их внутреннее состояние. Это состояние находится в каждом человеке.
На рисунке 5Б можно увидеть положение ребенка в неблагополучной семье.
Вот еще пример: отец 4-летней девочки-сироты Энни сделал из своего Ребенка псевдо-Родителя. Внутреннего Ребенка мужчины не устраивал тот факт, что нужно постоянно ухаживать за маленькой дочерью. Мужчина не хотел нести этот груз. Также отец дочки знал, что нельзя баловать дочку, а нужно формировать у нее правильный и стойкий характер. Поэтому, он решил не давать девочке то, что она желает. Вместо этого, дочь получала то, что по мнению отца полезнее для нее. К примеру, когда девочка заказывала плюшевого мишку на Новый год (причем отец знал об этом), Энни получала другую игрушку, совсем не ту, о которой она мечтала. Девочка верила, что «так действительно будет лучше для нее». Шли года, и девушка начала понимать, что ее желания никогда не исполнятся, и что это удав, который душит ее.
Ситуации, на которые она никак не могла повлиять, делали невозможным исполнение желаний. Из этого у девочки сформировался принцип, что если скрывать свои желания, можно повысить вероятность их исполнения. Было также замечено, что отец может определить даже невысказанные желания, если дочь заплачет или разочаруется. Чтобы тщательно скрыть от отца правду и не дать ему возможности понять истинные желания дочери, девочка перестала плакать и хныкать. Таким хитрым способом отец приучил дочь никогда не просить, не выражать эмоции и не показывать публично свое разочарование. Запрет, который девочке навязал внутренний Ребенок отца (Рео), повлиял на внутреннего Родителя (Pо1) девочки.
Когда девочка повзрослела, превратившись во взрослую женщину, у нее в подсознании отпечатался принцип: «Никогда и ни у кого ничего не проси». Благодаря такому мышлению, долгие годы девочка могла управлять своими делами, понимая, что на желания не стоит даже и надеяться.
К сожалению, родители ограничивают своих детей, ставя им запреты и табу только для того, чтобы не брать ответственность по воспитанию на себя. Вот еще один необычный пример: одна мать сильно боялась маньяков и буйных мужчин, поскольку ее муж несколько лет назад пил и бил ее, а по итогу оставил женщину одну. Девушке пришлось самостоятельно воспитывать и расти ребенка. И поскольку ей не хотелось, чтобы сын вырос агрессивным, она часто использовала такие словоформы, как: «не нужно быть агрессивным», «не рискуй», «не иди туда. Помни: у меня за тебя болит сердце», «я переживаю за тебя», «ты мой смирный и послушный мальчик». Из-за этого мальчик и рос нерешительным, немужественным, взяв за норму женское поведение. Этот мальчик отличался от других мальчиков, из-за чего его начали называть странным и смеялись над ним. Понятие «странный» связалось для ребенка со словом «гомосексуалист». Однажды мальчик посмотрел в словаре определение этого понятия. И вот что он понял: гомосексуалист – это мужчина, занимающийся однополой любовью. Одним днем парень гулял по парку, как вдруг к нему подошел мужчина. С ним он познакомился, начал вести милые беседы и в итоге получил первый сексуальный опыт. Естественно, парню это понравилось и он посчитал такой стиль жизни нормой. Юноша понял для себя, что быть гомосексуальным – это норма для него, и он таким родился. Так человек из-за постоянных запретов со стороны матери пришел к выводу, что есть тем, кем не является на самом деле. У парня просто не было альтернатив. Более того, его выбор не осуществлялся от него самого: он сделал его под давлением матери и общества. Также мальчику не разрешали вступать в интимные отношения с девушками, утверждая, что «ты еще маленький для таких вещей. Подрастешь – поймешь». Если бы мама осознанно продумала ход событий, мальчик мог бы получить свободу выбора и понять, что отношения с женщинами – это вполне нормально.
Вывод: давление со стороны родителей наряду с другими факторами толкает человека на неправильный выбор жизненного пути. Первые дети могут посчитать, что они – гомосексуалы, вторые могут жить с мыслями, что они глупы. А третьи вообще могут жить с убеждениями о том, что жизнь несправедлива.
По мотивам книги Клода Штайнера «Сценарии жизни людей»
Узнать подробнее об эго-состояниях вы можете здесь.