Ниже привожу отрывок из трудов Карла Густава Юнга для иллюстрации того, к чему приводит попустительское воспитание и вседозволенность (отсутствие границ в отношениях). Знаю, что некоторые родители страдают этим. Особенно те, кто сам воспитывался в строгости и лишениях. Они хотят в своих детях компенсировать свои дефициты и позволяют им слишком многое, забывая, что их дети — это совершенно другие люди, требующие другого подхода.
Проблема заключается в том, что если ребенку вовремя не показать где заканчивается он и начинаются другие, он этого так и не узнает. Так формируется антисоциальный тип личности. Если повезет, ему покажут где заканчиваются его границы вне семьи (друзья, школа, улица), а если не повезёт — его ждет тюрьма, больница или погост.
Родителям важно понимать, что воспитывая ребенка во вседозволенности, они оказывают ему медвежью услугу, за которую придется расплачиваться и детям, и родителям.
Итак, цитата К.Г.Юнга:
«Современная психотерапия, как правило, не рекомендует перебивать пациента в его так называемом «эмоциональном потоке». Не думаю, что это всегда правильно. Активное вмешательство врача в ряде случаев не просто возможно, но и крайне необходимо.
Однажды ко мне на прием записалась дама, у которой была болезненная привычка раздавать пощечины слугам, и врачам в том числе. Она страдала навязчивым неврозом и уже проходила курс лечения в какой-то клинике. Разумеется, она немедленно отвесила оплеуху главврачу, в ее глазах он был чем-то вроде старшего камердинера. Так она считала! Этот врач направил ее к другому, и сцена повторилась. На самом деле эта дама не была сумасшедшей, хотя обращаться с ней следовало чрезвычайно осторожно. В конце концов не без некоторого смущения последний врач направил ее ко мне.
Это была очень крупная статная женщина, под два метра ростом, — думаю, она могла и прибить. Итак, она явилась, и мы с ней отлично поладили. Но наступил момент, когда я сказал ей что-то неприятное. В бешенстве она вскочила и замахнулась. Вскочил и я, заявив ей: «Ладно, вы — дама, у вас право первого удара. Но потом бить буду я». Я сказал это вполне серьезно. И дама тут же опустилась на стул, успокоилась — прямо на глазах. «Со мной так никогда не разговаривали!» — пожаловалась она. С того момента лечение стало приносить плоды.
Ей явно не хватало мужской реакции, и в этом случае было бы ошибкой «не перебивать» ее, идти у нее на поводу, что ей не только не помогло бы, но повредило. Невроз у нее развился потому, что ей не удавалось установить для себя определенные этические границы.
Такие люди по природе своей требуют ограничения — если не внутреннего, то насильственного.»
Если статья оказалась интересной и полезной для вас, поддержите мой канал своим лайкам и подпиской.
Нужна консультация в связи с нарушением ваших границ, — запись здесь.