В стадии Пустота сокрыты наши самые изначальные переживания, хранящиеся в клеточной памяти еще до нашего рождения и берущие начало в момент слияния клеток отца и матери.
Пустота дает нам доступ к воспоминаниям, когда все еще было едино, когда не было двойственности и разделения на ты и я, день и ночь, мужское и женское и все иные полюса. Это состояние пассивной потенциальности до момента проявления в материальном мире. Но это пока не само разделение, но его начало.
Духовные практикующие приходят в это состояние, когда двойственность исчезает, и они выходят за грани стереотипов, представлений, ума. Они обретают состояние запредельного единения, слияния со вселенной. Эмоционально это состояние похоже на состояние во чреве матери, характеризующиеся полным объединением, слиянием. Абрахам Маслоу определил такие состояния как «состояния высочайшего переживания бесформенности и недвойственности». Они целостны и возможны между 12-ой и 1-ой стадиями.
По Келлок эта стадия называется «белой пустотой». Здесь рождаются чувства очищения, освобождения, радости и легкости, избавления, смирения, любви и восторга. Графически мандалы этой стадии характеризуются наличием светящегося белого центра в простой мандале.
В Таро с этой стадией соотносят нулевой аркан, «Дурак», состояние абсолютной пустоты ума или святого помешательства. Здесь сознание кристально чисто, сходно Иванушке-дурачку, беззаботно и просто воплощающему свои мечты, потому, что и не предполагает, как они трудны.
Переживание входа в стадию «Пустота» иногда напоминает провал в темную бездну. Это есть самое начало пути, где сознание воплощается в материю.
По Келлок первая стадия — это темная пустота (вакуум). Для нее характерно переживание мглы, растерянности, тревоги, умирания, уныния и удрученности. Сознание ощущает себя провалившимся в темную бездну. Эта стадия сходна с состоянием продолжительной зимней спячки. Словно во время сна здесь застывают наши умения к восприятию и активной деятельности, на нас нисходит забывчивость, наша жизнь превращается в дрему, и мы плывем по ней словно сомнамбулы.
Мироощущение этой стадии сходно с мироощущением подводного жителя. Он пребывает под толщей воды и смотрит на отблески и отражения на воде, в которых не видит ни сути, ни ценности, ни ориентира.
Цель данной стадии заключается в принятии и доверии тому, что происходит. Наша задача научиться терпению к недостаткам и беспокойству.
Мандалы, отражающие первую стадию, иногда бывают мрачными или абсолютно черными. В них могут находится белые или светлые круги. В них мало или совсем отсутствуют какие-либо формы. Эта стадия передает внутриутробные настроения. Мандалы бывают похожими на черно-белую паутину с налетом желтого и голубого. Паутина символизирует связь эмбриона со чревом.
В различных мифах о создании мира паук с паучихой имеют большое значение. Так паучиха своим равномерным изящным плетением возродила мир к жизни. Паучиха символизирует энергетический родник, рождающий совершенную мандалу. Мандала в виде паутины возвращает нас в былое для излечения начальных травм и восстановления нашего личного мироощущения, так как мы пребываем в самой первой точке нашего странствия по Великому кругу мандал.
Паук же представляет собой принцип миража, пленяющего наш дух. Здесь индивид может покорно следовать от одного заблуждения к другому без доверия и без мечты. Он оказывается заколдованным как спящая красавица, для которой «что воля, что неволя – все одно».
Пустота или вакуум – это изначальная точка нашего круга развития, это переход от возможности к ее реализации, от намерения к претворению, это рассвет нашего познания и развития, который в конечном итоге должен нас привести к пониманию и объединению контрастов собственного естества. Здесь пока еще полярности не видны, но с течением времени они возникнут, вначале как иллюзорные видения, затем как заклятые противники, но с течением времени, двигаясь по великому кругу мандал, они станут взаимодействовать пока не объединятся в нечто новое. Рисунок мандал этой стадии похож на бескрайнюю ледяную пустоту.
Источник: «Практическое руководство по трактовке психоаналитических мандал»