Трагические сценарии — результат того, что в раннем детстве к ребёнку применяют отрицательные установки (запреты на его бытие или проявление себя как отдельной личности) и фактические санкции (наказания) за нарушение тех или иных правил, установленных в семье. Зачастую такое бывает в семьях, где есть трудности общения родителей между собой, или родители несут в себе негативные установки из своего детства.
Еще одни важным фактором воспитания служат предписания, которые родители передают детям. Термин «предписания» ввел психиатр Рональд Лэнг. Он считал их одним из инструментов влияния родителей на детей, через который родитель передает (зачастую неосознанно) указание того, что должен сделать их ребенок.
Лэнг объяснял предписания как одну из форм мистификации, или внушения человеку определенных убеждений. Например: чтобы ребёнок сделал то, что мы хотим, мы отдаем ему приказ (прибери игрушки, пожалуйста). Но еще более сильное действие на то, каким в итоге станет ребёнок во взрослой жизни, оказывает на него «скрытая инструкция». Лэнг утверждает, что для гипнотического воздействия на человека не нужно говорить ему, что делать — нужно заставить его стать тем, кем мы его видим, или хотим увидеть. В повседневном общении люди передают друг другу такие установки неосознанно.
Лэнг отмечал, что во время гипнотического сеанса человеку не говорят стать кем-то, а говорят, что он является этим.
Свойства предписаний
В чем же сила предписаний и почему они так сильно влияют на дальнейшую жизнь детей?
- Прежде всего, это инструкция на языке подсознания. Подсознание не различает временных рамок, существуя в «здесь и сейчас». Именно поэтому аффирмации плана «я стану кем-то» не работают: эта установка не имеет никакого отношения к ни к настоящему времени, ни к нашему текущему состоянию. Психологи, работающие с техниками аффирмации, всегда советуют выражать все положительные установки максимально простыми словами, без отрицаний и в настоящем времени, т.е. называть себя тем, кем Вы хотите стать, уже сейчас («я красивая» вместо «я стану красивой» и т.д.).
Подсознание включает работу мозга не только на уровне коры, но и подкорковых центров. Эти структуры древнее по строению и для прямого воздействия на них мы должны исключить конструкции из ассоциаций, которые мозг «расшифрует» только на уровне коры, или активного сознания.
- Второй момент — детское восприятие мира. Поскольку у детей, особенно в раннем возрасте (до 4 лет), продолжается рост нейронов в коре головного мозга и устанавливаются первые ассоциативные связи между ними, включающие контроль эмоций, их «канал связи» окружающего мира с подсознанием открыт и крайне восприимчив к внешней информации.
- Эмоциональный отклик предписаний тоже гораздо сильнее, чем у приказов или других форм инструкции. Например, Лэнг писал, что на сеансе гипноза терапевту не нужно говорить: «А теперь Вы должны почувствовать холод». Достаточно сказать «здесь холодно» — и пациент тут же чувствует то, что ему внушили. Даже при прочтении этих фраз вторая вызывает на порядок более сильный рефлекторный отклик — потому что она опирается на «простое» описание состояния в здесь и сейчас, это «сигнальная команда» для подсознания. Информация, получающая яркий эмоциональный отклик, легче запоминается людьми (что очевидно на примере избирательности памяти относительно того, что касается привычек любимого человека), при этом негативно окрашенные сигналы (особенно подкреплённые надлежащим физическим чувством — холод, боль, злость, обида и пр.) запоминаются ярче и «уходят» глубже в подсознание для быстрой активации системы «бей или беги» в случае повторной опасности. Заметьте, что даже создатели текстов песен стараются вызвать у слушателей эмоциональный отклик, используя «слова-состояния» вместо существительных («больно» вместо слова «боль», «холодно» — вместо «холод» и т.д.).
Сигналы и команды, считываемые детьми как предписания не всегда передаются словесно. Так, мнение ребёнка о себе и окружении формируется на основе не только словесного, но и тактильного и невербального общения с родителями. Несоответствие невербальных и словесных команд, например, может служить подоплекой для развития психопатических черт личности, когда ребенок не имеет устойчивого ядра личности.
Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.
Эрик Берн отметил, что сила предписаний в воспитании детей и выборе ими трагических сценариев жизни гораздо важнее всех сознательных установок насаждаемых родителями. Импринтинг, или неосознанное копирование модели поведения матери у женщины, которая сама обзавелась детьми — результат ее переноса усвоенных в детстве предписаний. Берн считал, что дети становятся именно теми, кем им разрешено стать, т.е. теми, кем их называли родители.
Говоря ребёнку «ты плохая девочка» или «ты хороший мальчик», родитель передает ему предписание к действию, т.к. эта информация зафиксируется в его подсознании. Берн отмечал, что такие установки в кругу семьи всегда происходят неосознанно, в отличие от работы гипнотерапевта с пациентом. Родитель, имеющий свой неблагополучный сценарий, нелюбовь к себе, граничащее с параноидальными идеями беспокойство о собственной безопасности или сожаление о том, что у него есть ребёнок, в любом случае будет транслировать эти убеждения своим детям если не через слова, то через невербальные знаки.
Нередко беспокоясь из-за каких-либо нежелательных особенностей характера ребёнка, родитель вместо того чтобы помочь ему вести себя иначе, постоянно акцентирует на них внимание и еще сильнее программирует ребёнка на это.
Действия детей в основном базируются на родительских предписаниях. Например, если ребёнку дали понять, что он обладает чертой Х, но при этом словесно ему приказывают соответствовать черте У, он будет действовать согласно свойствам Х, даже не желая того.
Для понимания того, как создаётся сценарий жизни человека, Берн рекомендовал книгу Лэнга «Политика семьи». В ней сказано, что с помощью системы предписаний детям указывают то, что они должны делать, а запреты — то, чего не должны. Следование предписаниям вознаграждается, а запретам — наказывается. Похожая система изменения поведения характерна для всех животных (например, кошка-мать учит котят охоте на мышей). Но в случае людей, живущих в искусственно созданном социумом, такая эволюционно «устаревшая» программа воспитания, которая базируется на работе подсознания и инстинктивных импульсов, даёт сбои из-за социальных запретов на поглаживания, внутренних эмоциональных конфликтов и «расхождения» того, что декларирует наше сознание и подсознание.
Нередко родители выплескивают свою тревогу в предписаниях, программируя ребёнку неудачный сценарий. Дети, выношенные при трудной беременности, могут вырасти болезненными еще и из-за чрезмерного беспокойства родителей за них и того, что они постоянного говорят о их слабом здоровье. То есть, ребенок просто следует тому, что от него ожидают.
Среди трагичных сценариев Эрик Берн особенно отметил предписания, связанных с рождением детей: «Происхождение» и «Искалеченная мать». В первом случае ребёнок считает, что он приемный, во втором он знает о том, что матери было тяжело родить его (или считывает невербальные сигналы о том, что ей трудно даётся материнство и она несчастна). Даже не сознавая того, из-за подобных предписаний ребёнком чувствует себя недостойным любви и ощущает сильную виновность, которая находит отражение во всех дальнейших его взаимодействиях с людьми.
В продолжение этой темы читайте статьи: Как воспитывать ребенка часть1