В раннем детстве родители занимают центральное место в жизни ребенка, но по мере взросления возрастает степень его самостоятельности. Ребенок становится полноценной личностью, обретает финансовую и эмоциональную независимость, покидает родительский дом. Однако это происходит не всегда. Многие взрослые не могут разорвать слишком прочную связь с матерью. У таких людей возникают проблемы на работе и в личной жизни, не получается реализовать свой потенциал. Они чувствуют себя несчастными и неполноценными, перекладывают вину на родителей. Своевременная сепарация – залог успешной жизни и интеграции в общество.
Сепарация в психологии
Сепарация – постепенный процесс отделения ребенка от родителей. По мере взросления появляются различные психические и физиологические новообразования, изменяется мировоззрение, система оценки своего и чужого поведения. Параллельно ребенок проходит через следующие виды сепарации:
Эмоциональная. Самое ранее проявление, которое происходит незапланированно, под действием эмоций. Например, младший дошкольник впервые отстаивает свое мнение, отказываясь носить новую куртку, которая ему не нравится. Он противостоит матери, принимая важность своих желаний.
Ценностная. Приходит в подростковом возрасте. Это уже не единичный выбор. У подростка сформировалась система ценностей и взглядов на мир. Он не боится высказывать мысли, противоречащие позиции взрослых.
Практическая. Появляются навыки самообслуживания. Юноша знает, как купить и приготовить пищу, правильно постирать вещи, держать жилище в порядке. Он не нуждается в чужой помощи, без проблем справляясь с повседневными обязанностями. Он может жить в одиночку.
Конфликтная. Появляются разногласия такой силы, что возникает конфликт, в результате которого некоторые дети уходят из дома.
Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.
Сепарация – не единовременный процесс. С каждым годом ребенок хочет все больше свободы, постепенно учится самостоятельности. Сначала это умение есть ложкой без помощи мамы, затем – способность зарабатывать себе на жизнь.
Подростки часто полностью отказываются от родительских наставлений, но при этом еще не могут начать обособленную жизнь, так как не достигли финансовой независимости и личностной зрелости. В этом возрасте постоянно происходят конфликты. Родителям не стоит чрезмерно давить на ребенка, тем самым препятствуя естественной сепарации. Конфликты выводят его на новый этап психологического развития. Он должен научиться принимать решения без чьих-либо подсказок и нести ответственной за последствия сделанного выбора.
Всего выделяют 4 этапа психологического отделения:
В 1 год ребенок начинает ходить и интересоваться окружающим миром. Родители должны позволять ему делать то, что он хочет (ползти в сторону, брать игрушку), не помогая в том, что он уже способен делать (например, держать ложку).
С наступлением кризиса 3-х лет ребенок осознает, что он и его мама – две отдельные личности. Развитие затормозится, если мама будет делать за него посильные вещи. Если ребенок может одеться сам, не надо «помогать» ему, хоть так и будет в несколько раз быстрее.
Подросток уже обзавелся собственной системой ценностей. Если взрослые начнут подавлять его, развитие затормозится.
В 17-19 ребенок становится взрослым и начинает жить самостоятельно.
На последнем этапе сепарация завершилась. Ребенок покинул семью и теперь сам решает, чем он будет заниматься в жизни и как ее обустроит.
Признаки пройденной сепарации
Процесс сепарации сопряжен с конфликтами, но после его завершения жизнь навсегда меняется. Юноша находит место в мире и действует свободнее. Он умеет:
принимать независимые решения;
высказывать мнение, которое противоречит позиции родителей;
говорить «нет», не испытывая чувства вины;
просить о чем-то, не расстраиваясь из-за отказов;
выстраивать адекватные отношения даже с людьми, придерживающимися противоположных взглядов;
полностью обеспечивать себя материально;
распоряжаться заработком.
Если же человек неспособен жить в одиночку, испытывает страх и вину за свои мысли и действия перед родителями – сепарация не завершена.
Признаки не пройденной сепарации
Если сепарация не пройдена, ребенок отказывается от собственных стремлений и пытается оправдать чужие ожидания. Он сталкивается со следующими проблемами:
нет желания съехать;
отсутствует стремление завести свою семью;
нет финансовой независимости, приходиться до сих просить деньги у родителей;
частая смена работы;
чувство неудовлетворенности жизнью, невозможность самореализации;
если семья все-таки появилась, родители вмешиваются в быт молодой семьи и воспитание внуков.
Жизнь несепарировавшего человека неполноценная, неудовлетворительная, полная обид и разочарований. Иногда ребенок сам не хочет брать ответственность за свою жизнь. К задержке сепарации приводят следующие действия взрослых:
непрошенные советы;
неуважение личных границ (мама входит в детскую без стука, позволяет себе просматривать личные вещи);
требование отчитываться о всех передвижениях и встречах;
контроль всех сфер жизнь ребенка: общения, звонков и т.д.;
манипулирование (попытки вызвать чувство вины, если ребенок проявляет своеволие).
Соответственно, ребенок боится отказать семье в чем-либо. Он общается и встречается с «одобренными» людьми, работает по профессии, которую выбрали за него. У него нет личных границ: он знает, что телефон могут проверить, а в гости приехать без приглашения. Родители постоянно просят о помощи, игнорируя возможные планы. После любого неверного с их точки зрения решения последуют наставления.
Многие считают подобное поведение проявлениями заботы. Но на самом деле оно называется опекой. Уже выросшего ребенка родители считают несмышленым и общаются с ним с высока.
Для чего нужно обязательно сепарироваться от родителей
Несепарировавший человек не живет полной жизнью. Такие люди бросают вторую половинку, если партнер не понравился родителям. Они сомневаются в себе, отчего не могут преуспеть в работе, стесняются своего хобби. Собственные дети их не слушают, потому что не считают авторитетом. Даже если жилье отдельное, мама навещает слишком часто. Ее мнение – единственное верное. Ребенок готов на любые жертвы, чтобы угодить семье.
Взрослым сепарировать сложнее. У них за плечами годы негативного опыта. Мысль о том, чтобы остаться без родительской опеки, вызывает у них страх. Они сами не хотят уходить, ведь самостоятельность стала для них синонимом опасности. Они считают, что даже незначительная ошибка станет фатальной, они сломаются под грузом последствий. Им необходима защита семьи. Родители в таких случаях только дальше усугубляют положение, убеждая, что вместе легче. Сепарация нужна для того, чтобы жить нормальной жизнь, чувствуя себя свободной и развитой личностью, не отягощенной виной и страхом.
Техники сепарации
Психологи разработали несколько техник сепарации. Они применяются комплексно. Техники:
Личные границы. Они могут быть разными, квартира или личные вещи – зависит от возраста. Их нужно обозначить и отстаивать.
Благодарность. Нужно вспомнить все хорошее и поблагодарить родителей: за любовь, за время, за финансовую помощь.
Прощение. Нужно найти в себе силы простить и забыть детские обиды.
Взрослому потребуется много усилий, но в любом возрасте есть шанс выйти из-под чужого влияния и задышать полной грудью.
Самостоятельно отделиться от родителей во взрослой жизни довольно сложно, часто нужна помощи специалиста в индивидуальной психотерапии.
Записаться на прием по данному запросу можно здесь.