Треугольник Карпмана описывает игровое взаимодействие между людьми, с помощью которого участники процесса удовлетворяют ту или иную свою потребность не прямым, а косвенным способом.
Это привычное для участников игровое поведение возникает еще в детстве, когда ребенок не может напрямую удовлетворить свою потребность, его изобретательный ум рождает манипуляцию, с помощью которой эта потребность удовлетворяется хоть в какой-то мере. Это взаимодействие является самым распространенным среди людей.
«Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.
Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли». C. Карпман
Итак, давайте рассмотрим участников игры. Возможно вы узнаете в них себя или своих близких.
Самый драматический герой из всех – это Жертва. Жертва не берет и не хочет брать ответственность за себя и за свою жизнь. Во всех своих неурядицах и неудачах винит внешние обстоятельства или других людей. Постоянно требует внимания, жалости к себе, сочувствия и решения своих проблем. Зачастую своим поведением и эмоциональным состоянием провоцирует Преследователя к агрессии в отношении себя. Жертву постоянно нужно спасать. Она демонстрирует абсолютную беспомощность и неспособность справиться даже с небольшими трудностями. Жертва живет с ощущением, что весь мир отвернулся от нее, испытывает постоянное чувство обиды, несправедливости, вины, зависти и ревности, страдает заниженной самооценкой, неверием в свои силы, занимает позицию » Я — НЕ ОК, они — НЕ ОК».
И конечно же Жертва собирает бонусы из такого своего пассивного поведения:
1. привлекает к себе повышенное внимание;
2. повышает самооценку за счет поддержки окружающих;
3. полностью снимает с себя ответственность и перекладывает ее на других;
4. имеет устойчивую позицию в отношении себя, других людей и окружающего мира;
5. считает, что во всем права, другие неправы.
Рассмотрим роль Преследователя. Преследователь — это деспот и тиран, постоянно контролирующий и унижающий Жертву. Преследователь считает, что без его контроля и совета Жертва сама ни на что не способна. И поэтому Преследователь имеет право учить, критиковать, унижать и манипулировать теми, кто слабее. При этом он испытывает удовлетворение за счет унижения других. Основная потребность Преследователя — это всегда быть первым, лидером, в центре внимания, всегда удовлетворять свои желания даже за счет других. Основные чувства, которые переживает Преследователь, — это гнев, раздражение, злоба, осуждение. Преследователь считает себя непонятым и недооцененным за то, что он делает для других людей, занимает позицию «Я — ОК, они — НЕ ОК».
Бонусы, которые дает Преследователю его роль:
1. всегда находятся в центре внимания,
2. повышают свою самооценку за счет унижения других,
3. делают, что хотят,
4. всегда имеют рядом тех, на кого можно слить свой негатив, свой гнев и раздражение.
Третья роль драматического треугольника — Спасатель.
Спасатель — сильная натура, борец за справедливость. Он защищает, спасает, отстаивает Жертву, при этом не дает жертве права выбора решать за себя. Таким образом удовлетворяет свою потребность в нужности, в значимости для другого человека. Спасая жертву, Спасатель может быть даже агрессивным. Спасатель жалеет всех участников игры и Жертву, и Преследователя, он занимает позицию «Я — ОК, ОНИ — не ОК».
Бонусы, которые получает Спасатель:
1. Получает уважение, почитание;
2. Руководит процессом;
3. Всегда занят делом;
4. Самоутверждается за счет других;
5. Популярен.
Важно помнить и понимать, что все участники игры в треугольнике Карпмана в процессе меняются ролями. У каждого есть своя ведущая роль, однако и другие роли знакомы каждому участнику. И победителей в этой игре никогда не бывает. Игроки расплачиваются за свои бонусы тяжелыми переживаниями, обидами, разочарованием и чувством одиночества.
Возможно ли выйти из игры?
Да, возможно. Для этого необходимо осознавать свои истинные потребности и научиться удовлетворять их прямым способом. Ниже приведены некоторые рекомендации для каждого участника драматического треугольника.
Жертве необходимо взять на себя ответственность за все, что с ней происходит и воссоединиться со своей собственной внутренней силой, научиться заботиться о себе.
Преследователю нужно перестать решать за других и учить их как поступать, сосредоточиться на защите своих интересов, интересов своей семьи или компании, в которой он работает.
Спасателю важно осознать, что люди сами в состоянии решать свои проблемы и научиться помогать им только после того как его об этом попросят и только в том объеме, о котором просили (не больше).
Для того, чтобы стать по-настоящему счастливым, важно научиться осознавать свои потребности и границы и потребности и границы других людей, стать открытым и искренним в общении, уважать свои интересы и интересы других.
Если самостоятельно справиться с этой задачей у вас не получается и вы продолжаете «наступать на те же грабли», приходите на прием — разберемся вместе с помощью анализа игр.