Симбиоз в психологии
Симбиоз — это такое психологическое состояние двух индивидуумов, состоящих в отношениях, при котором они функционируют как один человек. То есть эмоционально-психологическая недостаточность одного компенсируется сильными сторонами другого. И так происходит в обе стороны.
Приведу пример, что бы стало еще понятнее. В паре м и ж Её привычная роль — Ребёнок (эмоциональная, экспрессивная, игривая, творческая, беззащитная, зависимая, несамостоятельная, импульсивная, доверчивая, наивная), Его привычные роли — Родитель и Взрослый (заботливый, хозяйственный, быстро решает все проблемы и текущие задачи, надёжный, рассудительный, прагматичный, эмоционально сухой/холодный, спокойный, любит поучать, воспитывать, умеет зарабатывать и распоряжаться деньгами, не умеет отдыхать/расслабляться/радоваться). Эта пара замечательно дополняет друг друга, усиливая свои слабые стороны за счёт своего партнёра.
И если такое положение вещей устраивает обоих, то такие отношения относительно безболезненно могут просуществовать довольно долго.
Симбиотические отношения встречаются в разного рода взаимоотношениях: детско-родительских, романтических, дружеских, разного вида родственных, семейных и даже в рабочих.
Необходимо сказать, что каждый человек проживает естественный симбиоз со своей матерью внутриутробно и после своего рождения в первый год своей жизни. В тот период симбиотические связи позволяют младенцу выжить, а матери лучше откликаться на его потребности и удовлетворять их. И если этот процесс проходит без больших потрясений (потеря кормильца, разлука с мамой, эмоциональная и физическая заброшенность или гиперопека, попустительство, насилие над ребёнком, психическое заболевание матери и пр.), естественным образом начинается процесс отделения ребёнка от матери, ребёнок становится все более самостоятельным и автономным, менее нуждается в материнской фигуре. Но, к сожалению, это скорее редкое исключение. И в реальности процесс сепарация осложняется внешними или внутренними причинами. Внешние причины — обстоятельства, нанесшие психологическую травму ребёнку, внутренние — неготовность матери или ребёнка к отделению.
И тогда формируется враждебно-зависимый симбиоз. Симбиоз, который сильно затрудняет жизнь обоим участникам, лишая их свободы, реализации, автономии. Такие отношения очень похожи на вечную борьбу, тщетные попытки переделать другого, а по итогу на взаимное рабство от состояний и эмоций друг друга. Участники бесконечно перемещаются в треугольнике Карпмана (Преследователь-Спасатель-Жертва), не имея возможности естественным и прямым образом удовлетворить свои потребности в принятии, любви, заботе и защите. Патологический симбиоз является благодатной почвой для формирования разного рода зависимостей как химических, так и нехимических.
Механизм формирования патологического враждебно-зависимого симбиоза довольно прост: под влиянием обстоятельств ребенок, который должен преимущественно получать от родителя (тепло, заботу, удовлетворение потребностей), оказывается в ситуации, когда родитель вместо этого критикует его или находится не в состоянии даже позаботиться о самом себе (в депрессии, подвергся насилию, алкоголизируется, не умеет управлять своими эмоциями и т. д.), и ребенок принимает раннее решение заботиться о своем родителе, то есть усыновляет или удочеряет его. И с этого момента вся жизнь ребенка подчинена тому, что бы спасти или исправить родителя. Но к сожалению, это невозможно — ловушка патологического симбиоза захлопнулась.
В отношениях патологического симбиоза участники мучают друг друга и при этом не могут жить друг без друга. Например: мать не удовлетворяет потребность ребенка в тепле и любви, а ребенок не может с этим бороться иначе как отказываться от еды, которую та ему исправно и регулярно дает. Причем ребенок интуитивно находит больную точку родителя и жмет именно туда при условии полной зависимости от нее и физического, и психологического выживания. То же происходит и в кабинете психотерапевта. Клиент в патологическом симбиозе обязательно (часто бессознательно) устраивает проверку на прочность своему терапевту провокацией.
Цель и мотивация симбиотических отношений — удовлетворение потребностей и выживание. Взрослый ребенок, выросший в деструктивном симбиозе, будет искать реализации незакрытых симбиотических потребностей в новых отношениях, привнося в них старые паттерны поведения, которые когда-то помогли выжить, но в настоящее время только мешают здоровым удовлетворяющим отношениям.
Признаки враждебно-зависимого симбиоза:
Что бы сохранить сценарную (привычную) картину мира такие индивиды искажают реальность в трех измерениях:
1. Обесценивание — индивид преуменьшает влияние и значимость, а иногда и некоторые аспекты, себя, других людей и ситуации.
Скрытые транзакции (послания) в играх;
Действия из позиций драматического треугольника Карпмана (Преследователь-Спасатель-Жертва).
Обесценивание — это внутренний механизм, который можно определить по внешним признакам:
4 вида пассивного поведения:
1. ничего-не-делание для решения проблемы;
2. сверхадаптация;
3. ажитация (возбуждение);
4. беспомощность или насилие;
2. Грандиозность — это целенаправленное преувеличение значимости аспектов себя, других людей или ситуации. Пример: «Я не могла иначе, не могла не впасть в аффект, ведь это он виноват, это он не сдержал свое слово! Это несправедливо!» В данном примере мы видим нежелание брать на себя ответственность за свои проявления так как это несет угрозу симбиозу.
3. Нарушения мышления проявляются как сверхдетализация или сверхобобщение, а иногда и то и другое вместе. Когда индивид сверхдетализирует, более общие вопросы не могут быть определены. Когда индивид использует механизм сверхобобщения , он имеет столь широкий взгляд на вопрос, что детали, которые могли бы реалистично определить проблемы и возможности, игнорируются.
Люди, находящиеся во враждебно-зависимом симбиозе, имеют пограничную личностную адаптацию и дезадаптивный тип привязанности, который проявляется одновременно и в желании близости и в отталкивании партнера по отношениям. То есть чем ближе вы оказываетесь в отношениях с таким человеком, тем больше негативных и гневных реакций вы будете получать. Такое поведение обусловлено страхом брошенности и одновременно страхом поглощения. В терапевтических отношениях это проявляется следующим образом: в процессе терапии выясняется, что клиент нуждается в заботе и любви, а когда терапевт начинает о нем заботиться, клиент воспринимает это как попытку контроля и отталкивает терапевта. То же самое происходит и в личных отношениях. Задача терапевта здесь заключается в том, что бы не впасть в защитную позицию, а остаться в позиции заботливого родителя.
Терапия патологического симбиоза тяжела и для клиента, и для терапевта, но результаты превосходят все ожидания. В результате терапии клиент возвращает себе свою силу, научается ею управлять, раскрывает прекрасные крылья своих возможностей, недоступных ранее, и улетает творить свою самостоятельную созидательную жизнь.
Статья написана по мотивам теории пассивности Шиффов.
Записаться на терапию враждебно-зависимого симбиоза можно здесь.