Каждый человек живет по собственному сценарию, написанному им самим. Он обусловлен нашими привычками, понятиями, внушенными нам еще в детстве родителями и воспитателями.
По этому сценарию в дальнейшем разыгрывается пьеса под названием жизнь, где главным героем является сам человек. Она подчиняется таким же законам драматургии, что и спектакль в театре.
Своим жизненным сценарием человек руководствуется, причем часто неосознанно. Формирование первоначального сценария закладывается еще в детстве. Ребенок рождается с хорошим отношением к себе и верой, что ему должно принадлежать все самое лучшее.
Однако, жизнь корректирует это настроение. После соответствующего воспитания эта вера пропадает, а появляется неуверенность в правильности своих поступков. К близким людям ребенок начинает относиться с недоверием, а малознакомых людей бояться как потенциальных носителей неприятностей.
Хорошо, если ребенок рос в хорошей семье с любящими родителями. Хотя даже и в этом случае, не слишком образованные в педагогическом отношении родители, могут из воспитательных соображений весьма нехорошо отзываться о своем ребенке.
Детям хочется прыгать, визжать и громко радоваться жизни. Но родителей это утомляет, и они начинают говорить своим детям, что такое поведение неприемлемо. Так разрушается привычка получать от жизни удовольствие. Эмоциональное самовыражение становится невозможным. Эмоции, не находя выхода, загоняются вглубь подсознания.
Порочным является и воспитание, когда ребенок является кумиром семьи. Он с детства привыкает, что он самый умный, самый способный, самый красивый. Но затем он с неизбежностью сталкивается с суровой действительностью, где имеются люди и умнее его, и красивее, и достойнее. Наступает глубокое разочарование в жизни. Может возникнуть шок, а затем депрессия. Об адекватности в этом вопросе можно только мечтать.
Конфликтная атмосфера может сложиться и в школе, если ребенок плохо учится или просто не нравится учителю. В этом случае он заранее верит, что с его способностями в жизни ничего достойного ему добиться не удастся.
Большое влияние оказывают отношения со своими сверстниками, когда они начинают высмеивать его за какие-то качества, хотя в принципе он является весьма неплохим человеком, достойным хорошего будущего.
В результате ребенок может начать ощущать себя никчемным, ни на что не способным, гораздо хуже окружающих его людей. Это оказывает роковое влияние на его дальнейшую судьбу и успешность во взрослой жизни. Жизнь превращается в трагедию. Свою долю вносят неприятности и неудачи в личной жизни.
Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.
Согласно воззрениям Аристотеля трагедия состоит из трех частей:
* завязка;
* кульминация;
* катастрофа.
Завязкой является детство героя, когда в его сознании закладывается негативное представление о самом себе. Кульминация наступает во взрослом состоянии. Герой может начать бороться с предначертанной, по его мнению, судьбой. На это уходит много сил и не всегда заканчивается успешно.
Когда человек устает бороться сам с собой и со своей судьбой, его силы иссякают, и происходит катастрофа. Он кончает жизнь самоубийством, сходит с ума, убивает кого-то и попадает в тюрьму. Еще есть варианты тяжелой наркомании и алкоголизма.
Для Аристотеля герой трагедии является, в общем-то, неплохим человеком, но допустившим в своей жизни роковую ошибку. Не ведая, что творит, он своими действиями желает добиться одного результата, но неожиданно приходит к другому, который его не устраивает. Прозрение наступает поздно.
Правила драматургии, сформулированные Аристотелем, поразительным образом напоминают жизненный сценарий людей. Отсюда взялось название «трагический сценарий жизни».
Такие люди проживают жизнь не по собственным ощущениям, а слепо следуя предписаниям и мнению других людей, что приводит к внутреннему конфликту.
Некоторые из них начинают понимать эту ситуацию, когда жизнь подходит к концу и исправлять что-либо уже поздно. Другие так и умирают, ничего толком не осознав, лишь со смутным ощущением, что что-то в их жизни было не так.
Окружающие являются зрителями этого спектакля. Они могут с ужасом наблюдать за тем, как человек становится алкоголиком или наркоманом, не достигает полагающихся ему высот в профессиональной деятельности, разрушают собственную семью, не находят контакта со своими детьми.
Различные виды зависимости могут вызвать депрессию, справиться с которой человек не в состоянии. Закончиться это может весьма печально преждевременным уходом из жизни.
Сценарий жизненного пути – это план, в котором имеются все важнейшие события человека. Иногда другие люди, например, врачи, которые общаются с большим количеством людей и имеют в этом опыт, могут ощущать склонность человека к некоторым негативным поступкам еще до того как они произойдут. Такой наблюдатель может с большой точностью предсказать направление жизни другого человека.
Часто можно слышать, что человек с детства мечтал стать, например, артистом, и добился этого. Но никто не мечтает в детстве стать алкоголиком или покончить жизнь самоубийством. Однако, существует предрешенность трагической развязки, и с этим трудно что-либо поделать.
Если человек слепо следует предписаниям других людей, то у него может начаться «саморазрушающее поведение».
Трагические жизненные сценарии имеют нечто общее: главный герой слепо следует судьбе, делая нечто известное, а окружающие его люди знают, чем это закончится и что его в дальнейшем ожидает. То есть в наличие имеется предсказуемость реализации жизненного сценария человека.
В этом плане интересную роль могут играть различного рода предсказания. Например, гадалка в молодости нагадала, что на женщине имеется венец безбрачия. Если она и в самом деле никогда не выйдет замуж, то будет верить в то, что роковым образом сбылись слова гадалки. На самом деле гадалка просто почувствовала будущее деструктивное поведение женщины в этом плане.
Сценарий жизни – это план жизни, но он является неосознанным. Это является стратегией нашего поведения, то, как мы должны поступать по нашему разумению, как реагировать на различные ситуации, какой делать выбор.
Зачастую мы сначала что-то делаем, а потом начинаем удивляться, почему мы так поступили. Наш жизненный сценарий находится на глубинном уровне нашего подсознания и ведет нас по его пути.
В сценарии может быть заложено несколько сюжетных линий, и у нас не имеется обязательства выбирать наихудший из них. Бесполезно менять географическое место своего пребывания. Все свои ошибки и особенности мы берем с собой.
Существует возможность переписать свой жизненный сценарий после предварительного тщательного анализа. Необходимо понять, откуда взялись ограничения, ухудшающие качество жизни. Затем в жизненный сценарий следует внести необходимые коррективы.
Анализ своего жизненного сценария поможет взглянуть на свою жизнь со стороны. Если сценарий устраивает, то можно оставить его без изменения. Но так бывает редко. Всегда хочется что-то исправить. Следует стать режиссером нового, более удачного сценария. Не следует дожидаться трагического конца. Это никому не принесет пользы.
На это может понадобиться много времени, но результат того стоит.
По мотивам книги Клода Штайнера «Сценарии жизни людей».
Так же читайте статью «Три основных жизненных сценария»
Если вы хотите проанализировать и изменить свой жизненный сценарий, запишитесь на психотерапию.